Театрализованный праздник «Споем на Троицу песни» провели в Хотимске

День Святой Троицы, также известный как Троица, Семухи или Духа – важный праздник в народном календаре. На базе филиала «Березковский СДК» прошел театрализованный праздник «Споем на Троицу песни», в основу которого вошли все обрядовые действа Хотимского района. Все работники ГУК «Централизованная клубная система Хотимского района» постарались на славу. Была проведена огромная поисковая работа, для того, чтобы зрители окунулись в атмосферу белорусской деревни конца 19 века.
Работники рассказали присутствующим о том, что празднование, шло через семь недель после Пасхи. Наши предки уважали и почитали Троицу, и в каждой деревне с ней связаны свои традиции и обряды. Это специфический женский праздник.
Участники мероприятия украшали импровизированный деревенский дом.
Ведь, на Троицу, было принято украшать свой дом травами. В лесу наберут веток с дуба, березы, нарвут аира (явора) на речке. Красоту наводили как снаружи, так и внутри: пол устилали явором, украшали жилище кленовыми ветками. На окна обязательно ставили явор, чтобы отпугнуть ведьмаков и злых духов от жилища и хозяйственных построек.
Делали это после службы вечерней, которая проходила накануне, или утренней. Травы должны были быть освящены в церкви.
Во время мероприятия прошел обряд «завивание березки», в котором приняли участие женская половина праздника. С песнями и хороводами весело наряжали березку, закручивали на ней ветки в виде венка, украшали лентами, загадывали желания.
В старину на Хотимщине, во второй половине дня девушки и молодые женщины шли в лес «завивать березку». По дороге водили хороводы и пели. Место для завивания березки выбирали около ржи, чтобы обрядовыми действиями уберечься от вредного воздействия русалок. Найдя группу березок, сплетали ветки двух из них, которые стояли рядом. Получались своеобразные ворота-арка, их украшали разноцветными лентами и через них проходили. Таким образом кумились, обменивались лентами, платками, водили хороводы, пели. Вместе с молодежью в лес шла бабка, которая должна была очистить крапивой женщин и девушек от злых духов. “Як ішлі вянкі завіваць на Духа, дык бабу з сабой бралі. “Пайдзем, з намі, а то хлопцы нас напугаюць”. Яна ідзець і крапівай нас ачышчаіць. Патом садзілася, а мы кругам возле яе бегаем, яна ж нас то па рукам, то па нагам , то па галаве сцягаіць. (зап. со слов Марыя Леаненка д. Узлоги, Хотимский район).
Через неделю опять собирались и шли на тоже самое место к березкам венки развивать. “Прыкмета такая , калі вянок астанецца не развіты, то будзець галава балець, будзець кружыцца галава, а як разаўеш вянок, то будзець добра табе, целый год будзеш здаровай. А як разаўюць вянкі і адходзяць с поля, пяюць.
А мы вяночкі развілі
І гарелачку папілі,
І закусачку паелі,
Пашлі дворачку – запелі
(заисано со слов Фекла Раманенка, аг. Липовка, Хотимский район)
Народный фольклорный ансамбль «Медуница» исполнял песни, которые в ходе экспедиции были собраны из разных уголков Хотимщины.
А мы ў поле ідзем, а мы ў чістае,
Ай, люлі, люлі, а мы ў чістае.
А мы ў жыта ідзем, а мы ў густое,
Ай люлі, люлі, а мы ў густое.
Зарадзі, Божа, жыта густое,
Ай, люлі, люлі, жыта густое.
Жыта густое, каласістае.
Каласістае, ядраністае,
Ай, люлі, люлі, ядраністае.
(аг. Липовка, Хотимский район)
Я пайду, пайду, ой, пайду, пайду
Ва зялененькі садок.
Я сарву, сарву, ой, сарву, сарву
Цвет калінавы цвяток.
Я саўю, саўю, ой, саўю, саўю
На галовачку вянок.
Я спрашу, спрашу, ой, спрашу, спрашу
У строжанькіх людзей,
Ці ссохніць вянок, ой, ці ссохніць вянок
На галовачке вянок,
Ці тужыць, ці плачыць, ой ці тужыць, ці плачыць
Па мне міленькі дружок.
Ой, сохніць вянок, ой, сохніць вянок
На галовачке вянок
Ой, ці тужыць, ці плачыць, ой ці тужыць, ці плачыць
Па мне міленькі друхжок
(д. Кленовка, Хотимский район)
А сады мае, садочкі, сады зеляныя,
А чаго, мае садочкі, ранінька завылі,
Ці ад ветру, ці ад бур, ці ад жаркага сонца,
Ці ад таго яны завылі, што я не бывала?
Я ж бывала, палівала ранняю расою,
А цяпер я паліваю горькаю слязою.
(д. Янополье, Хотимский район)
Як пад дубам, пад дубочкам дзевка з парынечкам,
Гаваріла девка парню речы патайныя:
“Ой ты парень, парынечак, не жанісь гадочык,
Падрасту я, красна дзеўка, хоць на адзін вяршочык.
Парынь девку не паслухаў, узяў – жаніўся,
Не ўзяў сабе тую деўку, з каторай любіўся,
А ўзяў тую вдоўку, з каторай браніўся.
А вдоваяка пасцель слала, слал, засцілал,
А іна свайго первага мужа, іна ўспамінала
Я за тым , за первым мужам, я спіла, гуляла,
За табою сукін сын, горечка відала
(д. Янополье, Хотимский район)

На Троицу, во время русалий девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов. Девушки и молодые женщины в этот день обязательно занимались ворожбой, обращались за помощью к предкам и спрашивали совета у судьбы.
Вили венки с цветов, гадали на них, вешали на березу и просили у Бога счастливой судьбы, любви, здоровья и замужества.
Молодых людей, мужчин и детей обычно не пускали.
Гадали также и на будущее замужество с помощью венков.
Участники праздника также приоткрыли таинственную завесу своего будущего, гадание сопровождалось шуткам, смехом и хорошим настроением.
“На Троіцу шлі на речку і пускалі вянкі на ваду. Тая дзеўка, чый вянок паплыве далека, быстра выйдзець замуж і будзець долга жыць, а тая чый вянок станець на месце, останецца у дзеўках, а тая , чый патонець, быстра памрэць”. На Троіцу деўкі вянкі плялі, у ваду пускалі, песні пелі. А патом нада было ідці ў хату яечню есці. Глазунню дзеўкам дзелалі, каб у етый дзень елі. Каб харашо замуж зашлі ( А.Сидоренко, д.Канава, Хотимский район).
В Хотимском районе На Духа выполняли специальный танец.
“Дзеўкі крівэй танец на уліце вадзілі. Станавілісь утраіх полукругам, бралісь за рукі. Адна круціцца вакруг сябе, а остальныя у хвост становяцца. Хто танец вядзець, круціцца вакруг сябе змейкай водзіць. Бальшая змейка палучаіцца, як дзевак набярецца. Бывала, хто у канце, дык не удзержваўся і отрываўся. А патом усе хахочуць” (зап. со слов Пелагея Андреенко, Хотимск).
Реконструкция народного праздника способствовала приобщению людей к изучению национальной белорусской культуры, возрождению народных традиций, обычаев, изучению исторического и культурного наследия родного края. Праздник был наполнен развлечениями для всех возрастов: гости участвовали в народных забавах, мастер-классах, конкурсах и играх. Не обошлось без большого традиционного хоровода, а главная символическая берёза была украшена яркими лентами. Этот праздник – живое подтверждение того, что традиции объединяют поколения и наполняют жизнь особым смыслом. Троица стала настоящим праздником единства, радости и уважения к народным обычаям.
Наталья Стефанцова, методист РЦК ГУК «Централизованная клубная система Хотимского района»